8(800) 350-13-82
8(383) 221-26-41

Как относиться к дистанционному обучению «вообще» и «в частности»?

     Как и многие беды в нашей стране (войны, экономические кризисы, природные катаклизмы, голод, эпизоотии и эпидемии), острая необходимость в дистанционном обучении совсем недавно внезапно (!?) «обрушилась» на головы школьников, студентов и слушателей, их родителей, а так же на преподавателей и организаторов обучения. Почему эти постоянные «внезапности» происходили в СССР и происходят в нынешней России – это отдельный вопрос обсуждения уровня общегосударственного стратегического и кризисного анализа, стратегического и ситуационного планирования, подготовки страны и населения к сложным ситуациям, информирования и влияния на поведение людей в них со стороны власти. Но почему наше общество оказалось не готово к казалось бы не очень сложному на первый взгляд вопросу дистанционному обучению?

      Дистанционное обучение появилось в России, как и многое другое, в конце 80-х годов прошлого века и было поначалу не очень заметно на фоне глобальных экономических и социальных преобразований с стране, хотя в ряде стран Европы оно начало набирать постоянно растущую популярность с 60-х годов. Люди старшего поколения помнят шутливое высказывание: есть отличное образование, хорошее, плохое и заочное. Поэтому по поводу дистанционного обучения (когда очного личного контакта обучаемых с преподавателями и организаторами обучения почти нет или нет вовсе) неприятие «на генетическом» (т.е. на ментальном) присутствует у многих и сегодня. И у тех, кто должен обучаться и помогать в обучении, и у тех, кто должен обучать. А это значит, что нет глубокого понимания методологий и технологий этого процесса, готовности к нему, и самое главное – желания во все это активно включаться и осваивать (по известному русскому принципу «подожди выполнять – вдруг скоро отменят»).

     Как в упрощении строится в России всем привычное очное профессиональное обучение взрослых людей в СУЗах, ВУЗах и в учебных центрах (процесс обучения в школе затрагивать в этой статье преднамеренно не будем, хоты надо отдать должное – система общего образования и система дополнительного образования детей оказались по ряду причин наиболее подготовленными к быстрому переходу на дистанционное обучение)? Преподаватели «читают» лекции, затем по ним и по написанным ими же « методичкам» проводятся практические занятия (семинары, лабораторные работы, расчётно-контрольные занятия, деловые игры, тренинги), иногда наиболее трудолюбивые и наиболее любознательные обучаемые читают рекомендованную учебную и нормативную литературу, очень –очень редко и мало кто смотрит рекомендуемые видеоуроки и даже участвуют в вебинарах. Далее могут идти написание курсовых или контрольно-расчётных работ. Ну и немного практике для энтузиастов учёбы на кафедрах добавляют. Основной постулат очного обучения можно сформулировать так: мы вас все подготовим, разжуём и в ваш рот сами и положим. А вы зазубрите и отчитайтесь. Всё в итоге всеми делается по очень чётко составленному расписанию, конспекты и методички пишутся на много лет вперёд,у обучаемых, что называется, всё под рукой и в « очень разжёванном виде». Не надо никому из участников образовательного процесса почти ничего искать, не надо почти ничего осмысливать и выдумывать! Нет особых проблем ни у обучаемых, ни у преподавателей и ни у организаторов. А вот общие итоги при этом не самые лучшие: обучаемые не обладают хорошими навыками самостоятельного поиска, отбора, самостоятельного изучения и осмысления большого объёма учебной информации ; преподаватели не очень стремятся изучать, нарабатывать и использовать новые знания и умения в своей предметной области , изучать и использовать современные инструменты обучения, замыкаются на уже имеющихся собственных или кафедральных конспектах и методичках; организаторы обучения не обладают навыками организации не аудиторного обучения и работать с ситуации «управляемого хаоса». И ни первые, ни вторые и не третьи не обладают хорошими навыками грамотного культурного и профессионального общения по современным средствам коммуникаций. О том, как очно обучают студентов в технологически продвинутых странах надо рассказывать отдельно, но этот процесс совсем не такой, как у нас…

    Как работает дистанционное профессиональное образование в принципе?

Его постулаты такие: 1- Обучение есть ни что иное, как процесс управления самостоятельной познавательной активностью обучаемого; 2- Обучение очень интерактивно, т.е. обратные связи по современным системам коммуникации постоянные и очень быстрые; 3- Применяются самые разнообразные инструменты обучения, которые постоянно совершенствуются, их перечень постоянно расширяется; 4 – Не навязываются источники учебной информации( хотя никто не воспрещает преподавателям составлять конспекты лекций), их обучаемые выбирают сами и по рекомендациям преподавателей; 5 – За счёт постоянно высылаемых контрольных вопросов и направляется познавательная активность обучаемых, происходит обучение быстрому поиску информации, её быстрому осмыслению, и постоянно проводится проверка результатов изучения и усвоения (особенно, если преподаватели умеют правильно формулировать для этого вопросы).

    А дальше процесс дистанционного обучения (не автоматизированно-робототизированного на 100 %, что является существенным «перекосом») строиться следующим образом: преподаватель каждой дисциплины (модуля, темы) начинает онлайн коммуникацию в со слушателями (группой, «индивидуалами»): знакомится, настраивает группу на продуктивную работу, высылает учебно-тематический план, рассказывает о своей технологии обучения и о своих «фишках» в нём, двигается последовательно по учебно-тематическому плану, высылает свой авторский учебный материал и свои контрольные вопросы и иные свои домашние задания, рекомендует учебники и учебные пособия, профессионльные сайте и профессиональные статьи, рекомендует ранее записанные видеоуроки и вебинары и сам проводит «свежие», проверяет выполнение выданных заданий и их отправляется со своими комментариями обучаемым, отвечает на индивидуальные и групповые вопросы. При этом используем самые разнообразные онлайн сервисы.

   В итоге обучаемые в дистанционной форме более мотивированны на обучение и более сконцентрированы на нём, они активно ищут новую   учебную информацию и быстро её осмысливают, умеют обращаться с различными онлайн сервисами и привыкают это делать на всю оставшуюся жизнь. Они всегда в процессе профессионального развития! Навыки дистанционного обучения очень современны, очень важны и очень нужны каждому в течение всей профессиональной жизни.

Михаил Гольдберг, директор Центра делового обучения «Сфера» , г. Новосибирск.

    Сайт www.цдосфера.рф    почта goldber57@mail.ru т. 8-905-951-99-83


Как выбирать курсы дистанционного профессионального обучения сегодня?

     В предыдущей статье я дал характеристику «продвинутого» (качественного, результативного) дистанционного обучения – обучения на хороший профессиональный результат, и которое по своему качеству не уступает хорошему очному обучению. Оно, как и всякий качественный продукт (качественный товар и качественная услуга), не должны стоить «копейки», поскольку в продвинутом (качественном) дистанционном обучении задействованы опытные преподаватели- практики (тьюторы), специалисты по организации обучения, проводятся видеоуроки и вебинары, задействуется хорошо наполненная электронная библиотека и электронная платформа для дистанционного обучения, во время обучения можно спокойной консультироваться со своими преподавателями «по работе».

     На рынке образовательных услуг сложилась за многие годы ситуация, что такое качественное обучение на курсах профессиональной переподготовки, профессионального обучения и повышения квалификации (за исключением курсов МВА) стоит из расчёта 7 -8 тысяч рублей за 1 месяц обучения (программы профпереподготовки - это всегда свыше 250 акад. часов и продолжительностью 2-4 месяца обучения, а программы повышения квалификации всегда свыше 16 акад. часов и чаще всего в диапазоне 40 – 120 часов и продолжительностью 0,5 – 1, 5 месяца), В результате такого обучения слушатель надёжно и реально получает новую профессию, реально и эффективно повышает свою квалификацию.

   Но, увы, появились и другие технологии обучения, я их называю «робототизированные» технологии, которые работают по принципу: зайди на сайт и зарегистрируйся -посмотри демонстрационные материал об обучении (а чаще всего его и «кот наплакал»!) – оплати обучение – попадёшь в личный кабинет на платформе дистанционного обучения - читай выложенный учебный материал – тестируйся (пока не получишь положительную оценку) - получай документы об образовании – есть вопросы –задавай в техподдержку. Такое, с позволение сказать «дистанционное образование», сродни автомату по разливу напитков: быстро и очень дёшево (цены могут опускаться до 500 -700 рублей). Какой при этом результат? Скорее всего «быстрое и дешёвое получение заветных корочек»! Иногда, конечно, и это нужно…. Но это НИКОГДА не реальное получение новой профессии и не реальное повышение квалификации!

Михаил Гольдберг, директор Центра делового обучения «Сфера» , г. Новосибирск.

    Сайт www.цдосфера.рф   почта goldber57@mail.ru т. 8-905-951-99-83

 

 



Новости
13.07.2020

Одобрена заявка на получения гранта Новосибирской области

Подробнее...
10.07.2020

Приняли участие в чемпионате России по компьютерной грамотности

Подробнее...
03.07.2020

Экспертно отвечаем на вопросы газеты "АиФ"

Подробнее...
29.06.2020

Дружно голосуем за поправки к Конституции

Подробнее...

Анонсы мероприятий
02.07.2020

Бесплатное обучение действующих предпринимателей и граждан, планирующих открыть собственное дело

Подробнее...
05.06.2020

Готовится программа повышения квалификации действующих предпринимателей г. Новосибирска

Подробнее...
01.06.2020

Бесплатные вебинары для бизнеса на июнь

Подробнее...
20.05.2020

Готовиться очередной бесплатный вебинар для бизнеса !

Подробнее...
03.03.2020

Готовятся новые трансляции видеоуроков

Подробнее...
26.02.2020

Начинаем новые проекты для малого бизнеса

Подробнее...
11.01.2020

Стартуют новые он-лайн курсы !

Подробнее...

Отзывы
Добавить отзыв
30.06.2020Курсы повышения квалификации

В Сфере очень высокий уровень курсов повышения квалификации. Не первый раз обучаюсь в этом центре, всегда интересные...

Посмотреть...
18.03.2020Рекомендую ЦДО Сфера

Рекомендую данную организацию ЦДО Сфера, прошла курсы Бухгалтерский учет 1с 8.3. Освежила знания и научилась...

Посмотреть...
16.03.2020Обучение на курсе "Бух учёта с 1С"

Прошла обучение по программе бух учёта и 1С, чем очень довольна. Преподавание на высшем уровне, за что большое...

Посмотреть...
Все отзывы

наши статьи.jpg

учебный и методический материал

Яндекс.Метрика
Бесплатные семинары для предпринимателей