Это мучительное и сладкое планирование!
Новый Год неумолимо приближается, и мне, как и другим владельцам бизнеса, руководителям компаний хочется наконец снизить нагрузку и заняться собой и близкими, но наша директорская жизнь пока не даёт расслабиться: да здравствует «мучительное и сладкое планирование»!
Возможно, ниже написанные мысли по поводу планирования кому-то их читателей покажутся полезными.
1. Дело не в словах, хотя за ними кроется и ход мышления, а дело в том, что бы процесс планирования шёл правильно и без «прорех». Поэтому начну с небольшого упрощённого Глоссария.
SWOT-анализ - это, говоря «практическим языком, «с одной стороны беспристрастный анализ ситуации в компании, её проблем, не решённых задач, упущенных возможностей, слабых сторон, а так же сильных сторон, возможностей и успехов (это так называемая « внутренняя среда компании»); а с другой стороны анализ внешней среды компании: экономики и политики страны и региона, ситуации на рынке, изменения налоговой и законодательной базы, покупательское поведения и пр.).
SWOT-анализ - это «стратегическая разведка» перед составлением плана наступления компании на рынок и на свои проблемы.
Стратегия - это укрупнённый план будущих действий на достаточно длительный период времени (хотя бы на 1-2 года вперёд), результаты которого наступают не быстро, и действуют длительное время. Примеры возможных сегодня продуктивных стратегий для компании: стратегия «выхода других территориальные рынки (территориальные сегменты)»; стратегия «изменения (расширения, сужения, выбора новых видов и групп продукции) ассортимента продукции; стратегия «создания группы компаний», стратегия «существенного снижения издержек компании» и т.п. Компания может одновременно выработать несколько стратегий под общим «стратегии-флаге», например, стать одним из лидеров рынка, или же стратегии преодоления спада продаж.
Стратегия отвечает на вопрос «что делать в принципе?»
Тактика - это методика того, как решать ту или иную стратегическую задачу (иногда на каждую стратегию приходится планировать, разрабатывать и последовательно или параллельно применять несколько тактик). Например, тактиками выхода в других регионы могут быть создание в каждом регионе своего дилера, нахождение нескольких оптовиков, использование технологи франчайзинга и другие.
Тактика отвечает на вопрос «как решить стратегическую задачу?»
Оперативная работа (операционная работа) - это конкретный путь, конкретные действия по решению тактической задачи. Например, что бы использовать механизм франчайзинга, нужно технологически и юридически грамотно «упаковать франшизу», её прорекламировать, подготовит сотрудника про продвижению франшиз.
Операционная работа - это переход «от слов к делу», это сами конкретные дела!
Бизнес-процесс - это совокупность действий сотрудников и подразделений сотрудников по решению типовой текущей задачи. Бизнес-процессом можно считать работу компании по работе с входящими звонками, по поступающим по электронной заявкам на поставку продукции, работу технической службы по устранению отказов техники, и многие-многие другие.
Жизнь компании буквально пронизана бизнес-процессами, которые нужно проектировать, внедрять, отлаживать, опять проектировать.
2. Всегда нужно начинать со SWOT-анализа
Рекомендую его делать и представлять в письменном виде руководителю компании для Совета учредителей (или Совету директоров). Привлекайте для это этого специалистов отдела маркетинга, коммерческих и иных служб. Каждому (каждой службе) укажите, что изучить и как это сделать (за исключением профессиональных маркетологов), когда и в каком виде представить.
Письменный вывод по каждому пункту SWOT-анализа нужно включить в обобщённый, заключительный блок выводов, и всю эту работу представить перед началом планирования. Пусть Совет учредителей SWOT-анализ предварительно изучит, внесёт своё виденье, выскажет перед началом планирования свои «хотелки–пожелалки».
3. После утверждения SWOT-анализа можно преступать планированию. Сначала к стратегическому, под каждую стратегию подводить свои тактики действий. Можно и полезно провести короткие стратегические сессии! В команду по стратегическому планированию нужно привлекать руководителей подразделений: маркетинга, сбыта, организации производства, экономики, персонала и другие. С ними руководитель должен обсуждать стратегии («стратегические векторы»), но должен поручать проработать конкретные тактики, а под них и конкретные бизнес-процессы.
4. Следует помнить:
4.1. Когда ситуация в компании и на рынке сложная, нужно привлекать для разработки Плана/ программы развития (иногда Плана/программы антикризисного управления) сторонних хороших специалистов-консультантов, ещё на этапе SWOT-анализа.
4.2. Ни одно развитие успешно не проходит без обучения персонала, первую очередь: руководителей, коммерческого отдела и маркетологов, иногда технологов и производственного персонала, иногда без всего этого будет только попытка развиваться, и тем более преодолевать кризис.
4.3. Планы всегда приходится корректировать по ходу дела, планировать новые действия.
4.4. Для многих компаний сегодня, как никогда, справедлив известный нам, предпринимателям, лозунг: «Серьёзно меняться - или смерть бизнесу»
Ваш М.А.Г.