Управление компетенциями для эффективного руководства
В отношении к профессиональным компетенциям руководителя и собственника (а это умение быстро и эффективно решать стоящие профессиональные задачи!) у нас в стране чаще всего подходят очень просто, отождествляя это с опытом руководства (т.е. наличие внушительного отрезка работы на руководящих должностях). К знаниям эффективного руководителя и собственника, как к базовой составляющей его компетенций, у нас в стране существуют совершенно разные отношения: начиная от того, что «многие богатые люди России (!) и в мире, например - М. Цукерберг или С. Джобс, стали таковыми лишь за счёт определённых ярко выраженных личных качеств (иногда «сомнительного свойства») и определённых связей (чаще всего построенных на основе совместных «учёбы–службы–увлечений», или же на основе навыков «передачи конвертов»), и заканчивая тем, что «уже без международного образования сегодня не обойтись». При этом мои личные наблюдения показывают (ведь был же прав незабвенный В.Паретто!), что соотношения многократно в пользу первых суждений!
Как всегда, не пытаясь быть «истинной в последней инстанции», хочу показать свою точку зрения, в надежде, что это будет кому-нибудь нужно.
Начну с того, что не буду отрицать большую роль в эффективности современного руководителя его личных лидерских качеств, и нужных связей (как продолжение этих качеств, не зря руководителей учат «нетворкингу»).
А так же роль информированности, о чём писал в предыдущих своих постах, А так же умения «держать нос по ветру», как говорили раньше . Более того, на этом раньше и сегодня в основном и строится мастерство руководства у нашей партийно-политической элиты. Кроме этого, эффективному руководителю обязательно должна присуща способность быстро вникать в существо любого! вопроса, способность постоянно переключаться с решения одной задачи (одного вопроса) на другие. Но нужны ли сегодня для успешного руководства прочные знания и пополняемые современные знания как основа его профессиональной компетенции?
Отвечаю вопросами на вопрос:
1. А можно ли сегодня (особенно в сложное время кризиса) эффективно управлять персоналом без прочных базовых знаний + постоянного их системного расширения и углубления? Разве достаточно наработанного опыта (нередко не столько положительного, сколько отрицательного!)? Или же может ли хватать пользоваться тем, что видел у своих прежних руководителей, да использовать прочитанное в лёгких статейках (нередко-очень-очень не бесспорных!), или увиденное-услышанное на Ютубе от «не очень глубоко погруженных в проблему «типа бизнес-тренеров»? Ведь управлению персоналом приходится учиться ВСЮ ЖИЗНЬ!
2. А можно ли сегодня (кризис в экономике углубляется, конкуренция никуда не уходит) организовывать успешное продвижение продукции компании без хорошего знания базовых, и самое главное-современных технологий, которые в последние годы «растут как грибы»? А маркетинг компании может ли быть организован на уровне « бытового сознания»?
3. А разве нет необходимости отслеживать «бурные новации» в предпринимательском праве, в отраслевом праве, в бухгалтерском учёте и налогообложении?
4. А новые отрасли современной управленческой деятельности под названиями «управление развитием», «антикризисное управление», «управление инновациями» (это давно обязательно(!) изучают во всех зарубежных бизнес-школах) можно ли «постичь не постигая»?
5. А кто сегодня из руководителей не слышал о том, что за рубежом постоянно изучают новые технологии управления личными ресурсами (временем, психологическими и физическими аспектами, имиджем, эмоциональным интеллектом, коммуникационными навыками)?
В заключении хочу сказать, что как «деятель системы образования» уже более 20 лет пристально и активно изучают (с помощью знакомых и родственников, коллег, сайтов, личных поездок) опыт подготовки руководителей и собственников в действительно развитых странах: Германии, Великобритании, США, Канаде , Южной Корее и Китае).
И часто задаю себя вопрос: а почему же мы в России пытаемся изменить экономику и социальную сферу, строить успешные бизнесы-не идя в области бизнес-образования тем же путём (за исключением чего-то там происходящего в скандальном Сколково)? Надеемся на извечные наши «авось»? Или уже на деле не на что хорошее не надеемся?